МОУ «Ойская средняя общеобразовательная школа

администрации Ермаковского района»

Из опыта работы учителя биологии Даниловой В. П.

 

Использование схем на понимание при обучении биологии.

 

 

 

С построением схем я была знакома  с института, но в своей практике я их использовала мало. Посетив курсы по схематизации, я практически перестроила свою работу. Поняла, что одним из способов формирования глубоких знаний и высокой познавательной активности является развитие логического мышления через схематизацию. Систематическая работа в этом направлении позволяет сформировать у ребят умение сравнивать, обобщать, рассуждать, выделять главные мысли в материале каждого урока, в параграфе учебника, освобождать детей от зазубривания и неосмысленного запоминания.

Большую роль при объяснении нового материала уделяю построению схем на понимание. В схемах отражаем взаимосвязь, взаимоподчиненность, внутреннюю закономерность изучаемого материала.

При изучении темы «Цветок» ребята знакомятся с инструктивной схемой.  Работа с конкретным материалом позволяет детям постепенно самим переходить к абстрактному мышлению, выделению одних признаков и свойств предмета от других, составляя схему, рисунок. Составление данной схемы помогает осознать соподчиненность частей. В ходе практической работы дети рассматривают сначала натуральный объект, расчленяют его на части, потом делают рисунок, а затем составляют схему строения. Схема свободна то деталей и отражает только общие, наиболее существенные признаки изучаемого объекта и их соподчиненность (рис.1, схема 1).

Вычерчивание схем может стать результатом неоднократного выполнения системы конкретных действий с натуральным объектом. Классифицируя плоды по различным признакам, дети составляют схему «Классификация плодов» (схема 2). Чтобы проверить, как   ребята поняли эту тему, задаю вопросы, например: «Почему костянку вишни и коробочку мака не объединили в одну группу?». Затем предлагаю ученикам отгадать загадки и назвать плоды растений, о которых идет речь, используя схему, определить, к какой группе плодов они относятся. Пример загадки: «Одноусый дед в соломину одет» (зерновка овса).

Ученикам дается задание: пользуясь текстом и рисунками учебника, закончить схему, подписав под каждым столбцом примеры растений с данными типами плодов.

Схемы на понимание могут составлять сами дети или вместе с учителем. В одних случаях я объясняю новый материал, используя наглядные пособия. Первичная проверка понимания изложенного материала проводится через создание схемы (схема 3). Работа проводится в группах. Каждой группе задаются свои вопросы, и схема строится в виде ответов на вопросы. Пример урока: «Опорно-двигательная система». Вопросы группам:

1 группа.

1.     Сколько костей насчитывает скелет человека?

2.     Из скольки мышц состоит опорно-двигательная система?

      2 группа.

1.     Перечислите функции опорно-двигательной системы.

     3 группа.

1.     Что является активной часть опорно-двигательной системы, а что пассивной?

2.     Под влиянием чего приводится в движение активная часть опорно-двигательной системы?

 

Далее идет закрепление знаний через их применение в измененных ситуациях. Составленная схема на доске – перед глазами ребят. Каждой группе задаются свои вопросы, напр.:

·        Во многих фильмах ужасов человеческий скелет встает из гроба и идет по ночному кладбищу. Реально ли это?

Последующее изложение нового материала увязывается с предыдущим через проблемную ситуацию: средний вес взрослого  человека 70-90 кг. Чистый вес скелета человека – 7-8 кг.  Чем же в этом случае объясняется его высокая прочность при относительной легкости?  Ребята рассматривают микропрепараты и слушают учителя, формулируют вывод. В результате формулируется второй блок схемы. Задают вопросы друг другу, используя новые термины и выражения.

На третьем этапе урока ребята работают самостоятельно с материалом учебника  пересказывают прочитанное друг другу. Затем проводится игра «Кто быстрее составит схему «Внутреннее строение кости». Таким образом, через различные приемы выстраивается целая схема, которая всем понятна. Эта схема хороша тем, что ребята на любом этапе могут вернуться на непонятый материал. Следовательно, схема насыщает необходимой конкретной информацией, в результате чего у школьников создается яркий, целостный и достаточно детализированный образ изучаемого объекта.

При проверке знаний я даю готовые схемы, чтобы проверить, насколько хорошо ребята усвоили учебный материал. Например: Заполните схему «Систематическое положение редьки дикой» по образцу (схема 4). 

Такие схемы ребята заполняют с удовольствием, часто приносят свои схемы.

Работая самостоятельно в группах, ребята сами составляют, изменяют, дополнят схемы. Часто прошу ребят пояснить смысл схемы запоминания, которую готовлю заранее

(схема 5).

Прием схематизации наиболее удачно идет с учащимися 6-8 классов. Особенно много они делают обобщающих схем.

При распределении ребят в группы, я вначале делила их по успехам в учебе, но такие группы оказались малопродуктивными. Прочитав статью И. Я. Каплунович «К мотивации учения через особенности мышления» (журнал «Биология в школе №2 2004 г.),  разделила ребят по способам мышления: топологический, проектный, порядковый и композиционный. Группы заработали более эффективно. Схемы стали более продуманными, к ним составлялись хорошие вопросы.

 

Работа на понимание ,я стала использовать разные методики которые помогли бы ребятам лучше понять материал .Работа над созданием словаря     

терминологии. Составляется таблица

 

   ТЕРМИН                  

ЭТИМОЛОГИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СХЕМА ОПОРА

Биология

От греческого

БИОС-жизнь

Логос-учение

Наука о жизни о живых организмах обитающих на земле.

Биология

 

Жизнь        Наука

 

Зигота

Зиготос-соединёный вместе

Клетки образующая в результате слияния гамет

разного пола   оплодотворённое    яйцо

Овал: с/пОвал: я/к

 

 

       

 

ЗИГОТА

 

Словарь создаётся в ходе совместной работы с учащимися на уроке.

Этимология из призвана вызвать у ребят интерес и эмоции, что  в свою очередь, обеспечивает понимание термина. Зрительный образ в виде схемы опоры помогает ученикам сделать шаг от конкретного – к абстрактному,

Перейти от представления к пониманию.

В других случаях содержание параграфа раскрывают через вопросы – суждения. Вопросы обсуждают в группах.

Работают в роли учителя и ученика, строят логический квадрат в тех случаях когда речь идёт о многообразии объектов. По горизонтали и вертикали следует записывать виды организмов , которые должны относится к разным.

Систематическим группам.

 

Майский жук

Речной рак

Паук крестовик

Мокрица

Собачий клещ

Капустная белянка

Чесоточный  клещ

Комнатная муха

Дафния

 

Составить логическую цепочку из следующих понятий:

1. Три отдела тела

2. Усики

3. Брюшко

4. Членистые конечности

5. Хитин

6. Фасеточные глаза

7. Голова

8. Крылья

9. Сегменты

10. Жевалы

11. Грудь

12. Дыхальце

Код задания                10            8             12   

                              

                               5-1-7-2     11-9-4          3-9

                    

                                      6                   

 

Понятийная эстафета в 7 классе

Тема «Обмен веществ у земноводных».

 

Лёгкие                         Дыхание                 Выделение

 

Кровь                           Кислород                Пойкилотермны

 

Диафрагма                   Трахея                    Продукты распада

             

Почки                           Гомеостаз               Клоака

 

 


Соревнование групп. Кто первый заполнит свою колонку

Далее в логической последовательности  соединяют понятия стрелками

(индивидуально в тетради).

Всевозможные варианты работы с понятиями через Эйлеровы  круги. Например, каким образом, с помощью Эйлеровых кругов можно выразить отношение между следующими понятиями: А – холоднокровные, B – позвоночные, С – лягушка, D – скорпион, Е – заяц.

Пересечение.

 

 

 

 

 


Биологический диктант проверки терминологии определений. Учащимся предлагается несколько понятий, объединенных одной темой, к каждому понятию необходимо сформулировать определение и записать его.

Понятие: опыление – это…, самоопыление - это…, перекрестное опыление – это…, опыление ветром – это…

Заседание ученого совета. Работают с учебником, распределяют роли (редактор, автор, критик, незнайка, специалист). Каждый в своем амплуа изучает текст.

Пересказ по кругу. Читают текст. Встают в круг. Учитель в центре, указывает на игрока с которого начинается воспроизведение текста. Далее каждый говорит по одной фразе и так до конца.

Сказочное королевство. Прочитаем тест. Выберем два стражника, строгих и неподкупных. Сегодня бал в королевстве, попасть туда может тот, кто ответит на вопросы текста стражнику. Как промежуточный контроль провожу срезовую работу.

Таблица учета результатов работы.

 

Список

класса

Узнавание

Запоми-нание

Пони-мание

Сравнение

Причинно

следственные

связи

Межпред-метные связи

Средний

балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Удачно проходят уроки с использованием позиционной системы, где ребята выступают в разных ролях и дают представление материала с позиции своей роли: 1) тезис, 2) схема, 3) понятие, 4) аппологет, 5) оппозиция, 6) диалектик, 7) практик, 8) театр, 9) поэт, 10) вопрос, 11) рефлексия.

Большое внимание я уделяю исследовательской деятельности. Составила свою программу экология района. Эту программу я реализовала через исследовательскую деятельность по изучению экологической обстановки п. Ойского. Учащиеся школы под моим руководством составили экологический паспорт села. Он имеет следующие разделы:

- географическое положение п.Ойского;

- зеленая зона села;

- видовое разнообразие растений и животных;

- съедобные и ядовитые грибы;

- пищевые растения;

- экологическая система леса;

- речной бассейн реки Оя;

- почва-человек-дорога, пастбища;

- хозяйственная деятельность села;

- демографическая проблема;

- природоохранительная работа;

- загрязненность села.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 5

 

Сайт создан в системе uCoz